Информация:

doc

Памятка

Регистрация на Едином портале государственных услуг Российской Федерации
Размер: 71.93 Кб
Дата: 2016-05-31

Новости Росреестра

Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает, что с   29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ). Данным законом предусмотрена процедура внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, права которых не зарегистрированы в ЕГРН. Полномочиями по выявлению таких правообладателей и направлению данных сведений в Росреестр наделены органы местного самоуправления.

- В рамках реализации Закона № 518-ФЗ муниципалитеты должны самостоятельно анализировать сведения об объектах недвижимости и их правообладателях в своих архивах, запрашивать  информацию в налоговых органах, ПФР, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов, муниципалитеты направляют в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений, - комментирует начальник отдела государственной регистрации недвижимости № 1 краевого Росреестра Людмила Докукина.

При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может самостоятельно зарегистрировать свое ранее возникшее право. Для подачи заявления о регистрации права правообладателю нужно обратиться в МФЦ с правоустанавливающим документом на объект недвижимости. Обращаем внимание, что госпошлина за государственную регистрацию права, возникшего до 31.01.1998, не взимается.

Правообладателям ранее учтенных объектов необходимо понимать, что внесение в ЕГРН сведений о правах обеспечит защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом. Внесение в ЕГРН контактных данных правообладателей (адрес электронной почты, почтовый адрес) позволит органу регистрации прав оперативно направлять в адрес собственника различные уведомления.

Отсутствие сведений о правах в ЕГРН, а также информации о правообладателях объекта недвижимости в органах местного самоуправления является основанием для инициирования муниципалитетом процедуры признания имущества бесхозяйным. 

Людмила Докукина отмечает: «В соответствии с законом бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом регистрации прав  по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь».

Справочно, с 2015 года сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимость, сделки, где собственниками являются несовершеннолетний гражданин или гражданин, признанный недееспособным, ограниченно дееспособным подлежат обязательному нотариальному удостоверению. С 28 октября 2021 года имеется возможность через нотариуса подавать документы на государственную регистрацию прав на недвижимость также на основании сделок, совершенных в простой письменной форме.

Начальник Межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Ольга Исакова информирует: «Нотариус после удостоверения сделки с недвижимостью в течение одного рабочего дня обязан представить в Росреестр в электронном виде заявление от имени гражданина о государственной регистрации прав с полным пакетом документов».

Почему при сделках с недвижимостью лучше обратиться к нотариусу?

- Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение.  Только нотариусы выявляют волю сторон на совершение сделки, разъясняют всем участникам её правовые последствия, рассказывают о правах и обязанностях сторон.  На юридическом языке это называется проверкой соответствия воли и волеизъявления сторон, -  подчеркнула Светлана Харисова нотариус Межмуниципального нотариального округа города Новоалтайска и Первомайского района.

В частности, нотариус проводит целый ряд обязательных процедур: проверяет документы на отчуждаемый объект, лиц, участвующих в сделке, устанавливает личность заявителей и проверяет их дееспособность, проводит правовую экспертизу предъявленных документов, убеждается в отсутствии производства по делу о банкротстве заявителей, а также в отсутствии иных препятствий к заключению сделки.

При этом Росреестр по Алтайскому краю обращает внимание на то, что в соответствии с законом при поступлении пакетов документов на регистрацию от нотариусов в электронном виде срок регистрации составляет 1 рабочий день.

При покупке недвижимости важно убедиться в наличии права собственности у продавца с помощью Выписки из ЕГРН.

Справочно: документ-основание – документ, на основании которого у продавца возникло право собственности, и Росреестр внес запись о праве собственность в Единый государственный реестр недвижимости.

К документам-основаниям относится такие документы как договор купли-продажи, договор участия в долевом строительстве, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда, справка ЖСК о полной оплате пая, документ о приватизации — передаче квартиры в собственность.

 - Так, в выписке из ЕГРН есть поле «документ-основание», которое показывает, как продавец приобрел недвижимость. Именно на документы, которые указаны в этом поле, стоит обратить особое внимание, при заключении сделки - отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Андрей Рерих.

На сайте Росреестра или в одном из офисов МФЦ нужно запросить выписку из ЕГРН, где будет содержаться краткая информация о документе-основании: например, номер, если есть, и дата договора купли-продажи, дата заключения сделки и фамилия нотариуса, если было нотариальное заверение. Стоит отметить, что сам документ-основание может предоставить только продавец.

Например, что нужно проверить, если документом-основания является справка о выплате пая?

Легитимна ли справка. Она должна быть заверена подписью уполномоченного сотрудника ЖСК — обычно это председатель или главный бухгалтер.

Сам ли пайщик выплачивал пай или, например, с женой. Право собственности на квартиру возникает с момента полной оплаты пая, и только потом ее можно регистрировать в ЕГРН. Поэтому если супруги выплачивали пай вместе, а потом развелись до регистрации права собственности, они оба имеют право на недвижимость.

С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг Минэкономразвития России разработал электронный Интернет-сервис

«Ваш контроль», на странице которого пользователи могут оставить отзыв и оценить работу органов власти.

В рамках функционирования сайта «Ваш контроль» в адрес Управления Росреестра по Алтайскому краю поступают отзывы граждан по оценке качества и доступности государственных услуг.

Руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Юрий Калашников подчеркивает: «Ключевыми критериями оценки работы ведомства выступают: качество услуги в целом, время предоставления государственной услуги, доступность информации о порядке предоставления государственной услуги.

Так, за 4 квартал 2021 года прослеживается рост количества положительных оценок работы алтайского Росреестра со стороны жителей региона. За последние 3 месяца в адрес ведомства поступило 34 269 оценок граждан, из них 99,75% положительных, при этом рейтинг Управления составил 4,98 из 5. Для сравнения за 3 квартал 2021 года только 98,33% оценок были положительными, а рейтинг Управления составил 4,93.

- Стоит отметить, что такая возможность пользователей оставить отзыв, а также оценить конкретный показатель работы Управления позволяет прослеживать динамику эффективности деятельности ведомства, корректировать работу для более комфортного пользования услугами гражданами, - рассказал Юрий Калашников.

В целях осуществления учетно-регистрационных действий Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены следующие способы подачи документов: посредством личного обращения в многофункциональный центр, посредством почтового отправления, посредством подачи документов в электронном виде.

Заместитель руководителя краевого Росреестра Андрей Рерих отмечает: «Локальным актом руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю значительно сокращен срок осуществления учетно-регистрационных действий по обращениям, поданным в электронном виде. Данный срок составляет 1 рабочий день, следующий за днем поступления документов в Росреестр, при наличии оплаченной госпошлины и отсутствии замечаний по представленному обращению».

 Кроме того, при подаче документов в электронном виде через личный кабинет портала Госуслуги госпошлина взимается с физических лиц в размере 70% от установленной Налоговым кодексом РФ государственной пошлины.    

- О преимуществах электронной подачи документов свидетельствуют и достигнутые показатели. Так, доля заявлений о государственной регистрации, поданных в форме электронного документа, от общего количества заявлений на 30.12.2021:  ипотеки – 48%; договоров участия в долевом строительстве, – 50%; государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав – 41%, - комментирует Андрей Рерих.

Возможность подачи документов в электронном виде направлена на улучшение микроклимата между Росреестром и потенциальными заявителями.  

С 1 июля 2021 вступили в силу Федеральный закон 248-Ф3, в котором закреплен приоритет профилактики нарушений обязательных требований, предусмотрено 5 видов профилактических мероприятий.

- Теперь проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами (за исключением проверок исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений), возможно только после согласования с органами прокуратуры, поясняет начальник отдела государственного земельного надзора алтайского Росреестра Родион Абсалямов.

С декабря 2020 года по июнь 2021 года Росреестр принимал участие в эксперименте по досудебному обжалованию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями решений контрольного (надзорного) органа и действий его должностных лиц через Единый портал государственных услуг. С 1 июля 2021 года досудебный порядок обжалования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями стал обязательным. Для обжалования действий контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц достаточно направить заявление в электронном виде посредством личного кабинета контролируемого лица на Едином портале государственных услуг. Ответ на жалобу поступит в этот же личный кабинет.

C принятием закона документы контрольных (надзорных) мероприятий должны оформляться в электронном виде и удостоверяться усиленной квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности проинформировать контролируемое лицо в электронном виде все документы до 31.12.2023 будут по-прежнему направляться на бумаге. Получить информацию о ходе проверок и их результатах можно будет с помощью Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий или Единого портала государственных услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2021 году не проводились. Аналогичные ограничения в отношении указанных субъектов действуют при формировании планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.

В адрес Управления Росреестра по Алтайскому краю поступил вопрос: Возможна ли подача нотариусом документов на регистрацию права в случае заключения сделки в простой письменной форме?

Начальник отдела правового обеспечения краевого ведомства Ирина Майдурова отмечает: «С 28 октября 2021 года такая возможность закреплена на законодательном уровне, и ей могут воспользоваться все заявители, за исключением кадастровых инженеров».

Так, согласно Федеральному закону от 30.04.2021 N 120-Ф3 заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе, а также в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями заявителей или в форме электронных образов документов, подписанных УКЭП нотариуса, могут передаваться в орган регистрации прав от заявителей через нотариуса в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 ».

Таким образом, если гражданин по каким-то причинам не имеет возможности подать документы в Росреестр самостоятельно через МФЦ или через электронные сервисы, он может обратиться к нотариусу, который, в свою очередь, направит необходимые документы в орган регистрации прав для осуществления соответствующих учетно-регистрационных действий.

Необходимо отметить, что подавать документы для регистрации в Росреестр через нотариуса можно было и раньше. Но до вступления в силу изменений так можно было делать только, если договор был нотариально удостоверен или право собственности возникло в связи с осуществлением иных нотариальных действий (например, наследство, брачный договор и т.д.). Теперь же, это можно делать и тем заявителям, кто ранее не обращался к нотариусу для удостоверения сделки.