Информация:

doc

Памятка

Регистрация на Едином портале государственных услуг Российской Федерации
Размер: 71.93 Кб
Дата: 2016-05-31

Новости Росреестра

Вопрос:

Какие причины чаще всего являются основаниями приостановления учетно-регистрационных действий при государственном кадастровом учете и государственном кадастровом учете с одновременной регистрацией прав земельных участков?

Ответ:

В январе 2022 года основной причиной приостановления учетно-регистрационных действий по-прежнему являются ошибки кадастровых инженеров, допущенные ими при подготовке межевых планов.

Согласно ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»[1] форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования, а именно Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»[2].

Так, согласно Приказу № 921, межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание  и контроль представленных данных.

Межевые планы должны быть представлены в орган регистрации прав в электронном виде. Кроме того, содержание самого межевого плана также должно соответствовать требованиям Приказа № 921.

Так, наиболее распространенной ошибкой является тот случай, когда в межевой план не включен акт согласования границ либо количество актов согласования не соответствует количеству уточняемых земельных участков, при этом такой межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка. Еще одна часто встречающаяся ошибка при составлении межевого плана заключается в том, что границы земельного участка, в отношении которого представлено заявление и межевой план, могут пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН. Часто кадастровые инженеры готовят межевые планы в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, между тем, наличие реестровой ошибки в представленных межевых планах не обосновано кадастровыми инженерами. Также встречается ошибка, когда кадастровый инженер в межевом плане уточняет смежную границу земельных участков, при этом указывает координаты характерных точек одного земельного участка,  не указывая координаты смежного с ним участка.

Кроме того, при обращении к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана, следует обращать внимание на то обстоятельство, использует ли кадастровый инженер электронные сервисы Росреестра при подготовке межевого плана, а также сервис «личный кабинет кадастрового инженера» на сайте Росреестра.

Обращаем внимание, что использование кадастровым инженером электронных сервисов Росреестра значительно ускоряет процесс получения государственных услуг, а также позволяет избежать ситуации приостановления государственного кадастрового учета и государственного кадастрового учета с одновременной регистрацией прав. 

[1] Далее – Закон № 218-ФЗ

[2] Далее – Приказ № 921

В случае, когда объект недвижимости перестал существовать (был снесен, сгорел) или в связи с ветхим состоянием не подлежит восстановлению, его необходимо снять с государственного кадастрового учета, а также прекратить на него право собственности, если оно было ранее зарегистрировано.

Зачем снимать такой объект с учета?

- Одна из причин снятия здания, жилого дома с кадастрового учета – исключение недостоверных сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, если объект недвижимости не снят с учета, то собственник все равно обязан платить налоги на недвижимость.

В связи с тем, что объект еще признается существующим, то лицо, указанное в ЕГРН в качестве собственника, должно будет уплачивать налог, в том числе и за несуществующий объект, - сообщила Елена Бандурова, заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю.

Какие документы нужны для снятия объекта с ГКУ?

  • заявление о снятии с учета объекта недвижимости;
  • правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, только в том случае, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости;
  • судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Подготовленный пакет документов можно представить в бумажном виде при личном визите в МФЦ или в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Росреестра (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи).

Елена Владимировна отметила: «Процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется бесплатно в срок не более 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов. В результате проведения учетных действий заявителю будет выдана выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащая информацию о том, что объект недвижимости снят с кадастрового учета».

21 февраля 2000 года с целью организации ведения государственного земельного кадастра и обеспечения оценки земель на территории края была создана Кадастровая палата.

90-е годы прошлого столетия характеризовались периодом активного развития частной собственности и отсутствием единой системы ведения учета земельных участков. Потребность в единой системе нашла свое закрепление в Федеральном законе от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Закон определил содержание земельного кадастра, его состав, порядок ведения и закрепил компетенцию органов государственной власти РФ в данной области.

21 февраля 2000 года приказом Государственного комитета по земельным ресурсам на территории региона было создано Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю.

«За весь период существования Кадастровой палаты произошло много перемен, много идей и планов было воплощено в жизнь. Впереди у нас немало задач и проектов. И самой главной нашей задачей по-прежнему остается оперативное оказание жителям Алтайского края государственных услуг в сфере недвижимости на высоком профессиональном уровне», - сообщил директор Кадастровой палаты по Алтайскому краю Дмитрий Комиссаров.

За 22 года существования Кадастровая палата, как и любое крупное учреждение, пережила несколько реструктуризаций. Теперь это филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Алтайскому краю, в состав которого входит 19 офисов, расположенных в городах и районах края.

Итог 22-летней работы — более 1,1 млн. земельных участков и 1,5 млн. объектов капитального строительства (здания, строения, сооружения, помещения и пр.), внесенных в реестр недвижимости края. В настоящее время Кадастровая палата  ежегодно выдает около 2 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Эксперты предоставляют жителям региона более пяти тысяч консультаций в сфере недвижимости и получения услуг Росреестра.

«Сегодня Кадастровая палата работает в Федеральной государственной информационной системе ЕГРН, которая объединяет данные государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на всей территории страны. Передовые технологии позволили сократить сроки предоставления сведений из ЕГРН до нескольких минут. Совместно с Управлением  Росреестра по Алтайскому краю активно развивается  сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, кадастровыми инженерами, риэлторами, нотариусами, застройщиками и другими представителями профессионального сообщества. Для удобства жителей края работают телефон доверия, справочная служба, Школа электронных услуг и Центр электронной регистрации, проводятся «горячие линии», осуществляется выездное обслуживание. Ведется большая работа по созданию благоприятных условий для развития инвестиционного климата в регионе», отметил Дмитрий Комиссаров.

В целях выстраивания электронного взаимодействия руководство Управления провело ряд рабочих встреч с представителями кредитных организаций Алтайского края.

Одним из ключевых направлений Росреестра является перевод услуг в электронный вид. Так, в Алтайском крае действует проект «Электронная ипотека за 1 день», который стал возможным благодаря интеграции электронных сервисов Росреестра и кредитных организаций. Проект позволяет за 24 часа зарегистрировать ипотеку и договор купли-продажи с ипотекой удаленно, что является актуальным в условиях пандемии.

На данный момент прослеживается тенденция к увеличению количества зарегистрированных ипотек именно в электронном виде. Такой формат оформления сделок стал проще и доступнее для граждан без личного визита в офисы приема документов и МФЦ. В течение 2021 года порядка 50% заявлений по ипотечным сделкам представлено заявителями в электронном виде.

- Выстраивание долгосрочного электронного взаимодействия с кредитными организациями Алтайского края способствует развитию цифровых услуг и сервисов Росреестра, в том числе электронной ипотеки в интересах граждан и профессиональных участников рынка, - прокомментировал заместитель руководителя ведомства Андрей Рерих.

Стоит отметить, что в целях повышения качества предоставления государственных услуг и увеличения доли услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, срок проведения регистрации по заявлениям в электронном виде на территории Алтайского края сокращен до 1 рабочего дня. Регистрация будет проведена в течение суток в случае, если по представленным документам отсутствуют замечания и Росреестром получена информация об уплате заявителями государственной пошлины.

Для получения большинства государственных услуг Кадастровая палата Алтайского края рекомендует пользоваться электронной подписью, в том числе при сделках с недвижимостью. Получить сертификат электронной подписи можно в удостоверяющем центре Кадастровой палаты.

Для получения большинства государственных и муниципальных услуг требуется предъявить удостоверение личности (обычно это паспорт) и поставить подпись. Однако, предъявить паспорт и поставить свою подпись можно только при личном присутствии.

А если нет времени на посещение организаций? Для этого существует удобный и доступный способ — получение услуг в электронном виде. При этом для получения полного перечня государственных услуг в электронном виде заявителю потребуется своеобразный «электронный паспорт» — электронная цифровая подпись (ЭЦП), с помощью которой происходит идентификация личности получателя и удостоверяется сам факт его обращения.

«В 2021 году в Удостоверяющем центре Кадастровой палаты по Алтайскому краю было выдано порядка одной тысячи сертификатов ЭЦП. Сертификат предоставляет возможность дистанционно оформить куплю-продажу, дарение или иную сделку с недвижимостью. Кроме того, электронная подпись позволяет подать документы на кадастровый учет, получить сведения ограниченного доступа, участвовать в торгах и аукционах, направлять документы и запросы в электронном виде и т.д. Наиболее востребована ЭЦП Росреестра у кадастровых инженеров, арбитражных управляющих и обычных жителей Алтайского края», - сообщил заместитель директора Кадастровой палаты по Алтайскому краю Дмитрий Николаиди.

Сайт «Ваш контроль» - информационная система, позволяющая гражданам получить информацию о качестве услуг государственных ведомств и их региональных подразделений. Сайт также предоставляет возможность оценить качество полученных услуг и оставить отзыв о деятельности государственного органа.

«В 2021 году на сайте «Ваш контроль» жители региона оставили более 50 тыс. оценок по услугам Росреестра. Средний бал за качество услуг, оказанных Кадастровой палатой Алтайского края, составил 4,9 по пятибалльной шкале оценки», - сообщила заместитель директора Кадастровой палаты региона Ольга Мазурова.

Для обеспечения прозрачной деятельности государственных органов по инициативе Министерства экономического развития Российской Федерации был создан специализированный сайт мониторинга качества услуг. «Ваш Контроль» даёт возможность любому заявителю, получившему государственную услугу оценить ее качество.

Например, заявители, посетившие офисы МФЦ или Кадастровой палаты с помощью сайта «Ваш контроль», могут оценить скорость работы, профессионализм и вежливость сотрудников, время ожидания в очереди, уровень комфорта в помещениях и удобство процедуры получения услуги в целом. Оценку можно поставить не только после получения документов в офисах МФЦ, подготовленных по результатам оказания услуги, но и после получения услуги посредством электронных сервисов Росреестра, посещения консультаций или личного приема.

«На сайте «Ваш контроль» можно оставить подробный отзыв о том, что понравилось или не понравилось при получении услуги; рассказать о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, или, напротив, кого-то похвалить. При необходимости комментарий можно сопроводить подтверждающими материалами», - уточняет Ольга Александровна.

Для оценки качества оказанных услуг необходимо:

1. Зарегистрироваться на сайте www.vashkontrol.ru или войти с помощью Вашего аккаунта на сайте www.gosuslugi.ru;

2. Найти в списке оцениваемую организацию;

3. Выбрать услугу, о которой хотите оставить отзыв;

4. Оценить качество государственной услуги, ответив на вопросы анкеты, или  посмотреть оценки, которые были выставлены другими потребителями услуг.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ[1], используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Сведения о виде или видах разрешенного использования (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования) земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости[2].

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ у земельных участков и объектов капитального строительства могут быть основные, условно-разрешенные, вспомогательные виды разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 493-ФЗ[3] внесены изменения в пункт 2 статьи 7 ЗК РФ и пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», изменения вступили в силу 10.01.2022.

В соответствии с внесенными изменениями в отношении земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Чтобы не стать нарушителем земельного законодательства следует учитывать, что основной вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Сведения о вспомогательных видах использования участка вносить в реестр не требуется (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Для изменения основного и вспомогательного вида разрешенного использования собственнику земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в любой офис КАУ «МФЦ Алтайского края», адреса и график работы офисов которого можно уточнить на официальном сайте https://mfc22.ru .

Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному и условно разрешенному; установить его вместо основного нельзя.

 

[1] Далее - ЗК РФ

[2] Далее - ЕГРН

[3] Федеральный закон от 30.12.2021 № 493-ФЗ[3] «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации[3] и статью 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».