Информация:

doc

Памятка

Регистрация на Едином портале государственных услуг Российской Федерации
Размер: 71.93 Кб
Дата: 2016-05-31

Новости Росреестра

- В соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» кадастровую стоимость объектов недвижимости определяют специально созданные государственные бюджетные учреждения. В Алтайском крае полномочиями по определению кадастровой стоимости обладает краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», - рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Саулина.

Определение кадастровой стоимости осуществляется в массовом порядке при проведении государственной кадастровой оценки, а также в отношении отдельных объектов недвижимости при постановке их на кадастровый учет или при изменении их количественных или качественных характеристик.

Кадастровая стоимость определяется на основе рыночной и иной информации, которая связана с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости.

Узнать величину кадастровой стоимости объектов недвижимости можно с помощью сервисов на сайте Росреестра:

-  «Публичная кадастровая карта» (https://pkk.rosreestr.ru/);

- «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» (https://lk.rosreestr.ru/eservices/real-estate-objects-online);

- «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки» (https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO).

В случае если требуется документальное подтверждение кадастровой стоимости, то можно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости в МФЦ, онлайн на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/), на сайте Госуслуг или через сервис Федеральной кадастровой палаты. Выписка выдается бесплатно по запросам любых лиц.

Сейчас в Алтайском крае оспорить кадастровую стоимость на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости можно в специально созданной Алтайкрайимуществом комиссии или в суде.

Елена Саулина: «Возможность обжалования в комиссии сохранится только до 1 января 2023 г., после этого срока обращаться за установлением кадастровой стоимости объекта, в размере равном его рыночной стоимости, нужно будет в «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки».

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости может быть подано в комиссию или суд со дня внесения оспариваемой кадастровой стоимости в ЕГРН до даты внесения новых результатов определения кадастровой стоимости.

Состав документов представляемых с заявлением в комиссию приведен на сайте Алтайкрайимущества в разделе «Государственная кадастровая оценка». Заявление об оспаривании можно подать лично или почтовым отправлением в Алтайкрайимущество или МФЦ.

В настоящее время электронное взаимодействие с заявителями, в том числе, с органами власти и профессиональным сообществом, является приоритетным и наиболее удобным способом получения услуг Росреестра.

Управление Росреестра по Алтайскому краю обращает внимание, что потенциальные правообладатели в некоторых случаях имеют все законные основания не обращаться за государственной регистрацией самостоятельно. Эту процедуру за них проведут органы власти в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон).

Перечень таких случаев приведен в ст. 19 Закона, к ним относятся:

- осуществление государственного кадастрового учета на основании решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в отношении соответствующего объекта недвижимости, в том числе многоквартирных домов;

- возникновение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости на основании акта органов власти разных уровней;

- сделки с органами власти, включая совершенные на основании акта органа власти.

Оксана Кушманова, начальник отдела государственной регистрации недвижимости №2 Управления отмечает: «Подать заявление на государственную регистрацию прав с приложением всех необходимых документов орган власти обязан в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки либо не позднее 7 рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае соответствия построенных объектов установленным требованиям («уведомительный порядок»)».

Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав орган власти в обязательном порядке направляет в электронном виде.

Относительно срока регистрации сообщаем, что в Управление Росреестра по Алтайскому краю действует локальный акт по сокращению сроков осуществления учетно-регистрационных действий и в зависимости от процедуры он составляет от 6 до 1 рабочего дня.

- При этом, с 30.04.2021 орган власти в случае представления заявления о государственной регистрации прав на основании совершенной им с физическим или юридическим лицом сделкой (например, договор купли-продажи или аренды) в форме документа на бумажном носителе, самостоятельно заверяет электронный образ документа усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) уполномоченного должностного лица такого органа. Ранее, в данном случае, также требовалось заверение электронного образа документа УКЭП второй стороны договора (физического или юридического лица), - подчеркнула Оксана Геннадьевна.

При подаче органами власти документов, на основании которых возникают права, ограничения прав физических и юридических лиц, регистрация осуществляется бесплатно. Исключение составляет, регистрация прав застройщика в отношении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, построенных в «уведомительном порядке».

По данным Управления Росреестра по Алтайскому краю доля заявлений о государственной регистрации прав, поступающих от органов власти разных уровней в интересах физических и юридических лиц, увеличивается с каждым годом, что является удобным для правообладателей, у которых в данном случае нет необходимости самостоятельно обращаться за государственной регистрацией прав на недвижимость.

Управление Росреестра по Алтайскому краю обращает внимание, что с 01.09.2021 органы местного самоуправления уполномочены на подачу документов представленных заявителем в орган и самостоятельно направляют заявление о государственной регистрации права гражданина как на здание гаража, так и на земельный участок под ним, оформляемые в рамках закона о «гаражной амнистии».

Услуги Росреестра – регистрация прав и кадастровый учет недвижимости, получение сведений из ЕГРН – входят в число самых востребованных услуг посетителей офисов многофункционального центра. В 2021 году каждое третье обращение в МФЦ было связано с услугами Росреестра.

В настоящее время на территории Алтайского края прием и выдача документов по результатам оказания большинства государственных услуг осуществляется в офисах МФЦ. В число наиболее востребованных услуг входят: получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подача заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, выдача документов по итогам оказания услуг Росреестра. Получить услуги Росреестра можно в любом офисе МФЦ (71 офис) или территориально обособленном подразделении (101 ТОСП) вне зависимости от места нахождения недвижимости. Посмотреть полный список офисов МФЦ, ТОСП с адресами, графиком работы и телефонами жители края могут официальном сайте МФЦ (http://mfc22.ru/) в разделе «Центры и офисы».

Для комфорта заявителей филиалы МФЦ, расположенные в крупных городах края, работают шесть дней в неделю. Во всех офисах ведется предварительная запись на прием.

«Сеть офисов МФЦ позволяет жителям региона получать самые разные услуги по принципу «одного окна». Такой подход минимизировал материальные и временные издержки потребителей государственных и муниципальных услуг. Кроме того, в филиалах МФЦ в городах края работают отдельные окна для предпринимателей и юридических лиц. Услуги Росреестра стабильно входят в число самых востребованных в крае. В 2021 году каждое третье обращение в МФЦ было связано с услугами Росреестра», - сообщила заместитель директора Кадастровой палаты Ольга Мазурова.

Для удобства посетителей в МФЦ работает справочная служба, где можно получить консультации по комплектности пакетов документов для кадастрового учета и регистрации права, размерам государственной пошлины и пр. Вопросы можно задать по телефонам 8 800-775-00-25, 8 (3852)200-550 или воспользоваться консультацией в WhatsApp или Telegram. Кроме того, на официальном сайте МФЦ Алтайского края запущен сервис виртуальных консультаций в текстовом и голосовом формате.

Вопрос:

Какие причины чаще всего являются основаниями приостановления учетно-регистрационных действий при государственном кадастровом учете и государственном кадастровом учете с одновременной регистрацией прав земельных участков?

Ответ:

В январе 2022 года основной причиной приостановления учетно-регистрационных действий по-прежнему являются ошибки кадастровых инженеров, допущенные ими при подготовке межевых планов.

Согласно ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»[1] форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования, а именно Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»[2].

Так, согласно Приказу № 921, межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание  и контроль представленных данных.

Межевые планы должны быть представлены в орган регистрации прав в электронном виде. Кроме того, содержание самого межевого плана также должно соответствовать требованиям Приказа № 921.

Так, наиболее распространенной ошибкой является тот случай, когда в межевой план не включен акт согласования границ либо количество актов согласования не соответствует количеству уточняемых земельных участков, при этом такой межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка. Еще одна часто встречающаяся ошибка при составлении межевого плана заключается в том, что границы земельного участка, в отношении которого представлено заявление и межевой план, могут пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН. Часто кадастровые инженеры готовят межевые планы в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, между тем, наличие реестровой ошибки в представленных межевых планах не обосновано кадастровыми инженерами. Также встречается ошибка, когда кадастровый инженер в межевом плане уточняет смежную границу земельных участков, при этом указывает координаты характерных точек одного земельного участка,  не указывая координаты смежного с ним участка.

Кроме того, при обращении к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана, следует обращать внимание на то обстоятельство, использует ли кадастровый инженер электронные сервисы Росреестра при подготовке межевого плана, а также сервис «личный кабинет кадастрового инженера» на сайте Росреестра.

Обращаем внимание, что использование кадастровым инженером электронных сервисов Росреестра значительно ускоряет процесс получения государственных услуг, а также позволяет избежать ситуации приостановления государственного кадастрового учета и государственного кадастрового учета с одновременной регистрацией прав. 

[1] Далее – Закон № 218-ФЗ

[2] Далее – Приказ № 921

В случае, когда объект недвижимости перестал существовать (был снесен, сгорел) или в связи с ветхим состоянием не подлежит восстановлению, его необходимо снять с государственного кадастрового учета, а также прекратить на него право собственности, если оно было ранее зарегистрировано.

Зачем снимать такой объект с учета?

- Одна из причин снятия здания, жилого дома с кадастрового учета – исключение недостоверных сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, если объект недвижимости не снят с учета, то собственник все равно обязан платить налоги на недвижимость.

В связи с тем, что объект еще признается существующим, то лицо, указанное в ЕГРН в качестве собственника, должно будет уплачивать налог, в том числе и за несуществующий объект, - сообщила Елена Бандурова, заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю.

Какие документы нужны для снятия объекта с ГКУ?

  • заявление о снятии с учета объекта недвижимости;
  • правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, только в том случае, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости;
  • судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Подготовленный пакет документов можно представить в бумажном виде при личном визите в МФЦ или в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Росреестра (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи).

Елена Владимировна отметила: «Процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется бесплатно в срок не более 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов. В результате проведения учетных действий заявителю будет выдана выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащая информацию о том, что объект недвижимости снят с кадастрового учета».

21 февраля 2000 года с целью организации ведения государственного земельного кадастра и обеспечения оценки земель на территории края была создана Кадастровая палата.

90-е годы прошлого столетия характеризовались периодом активного развития частной собственности и отсутствием единой системы ведения учета земельных участков. Потребность в единой системе нашла свое закрепление в Федеральном законе от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Закон определил содержание земельного кадастра, его состав, порядок ведения и закрепил компетенцию органов государственной власти РФ в данной области.

21 февраля 2000 года приказом Государственного комитета по земельным ресурсам на территории региона было создано Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю.

«За весь период существования Кадастровой палаты произошло много перемен, много идей и планов было воплощено в жизнь. Впереди у нас немало задач и проектов. И самой главной нашей задачей по-прежнему остается оперативное оказание жителям Алтайского края государственных услуг в сфере недвижимости на высоком профессиональном уровне», - сообщил директор Кадастровой палаты по Алтайскому краю Дмитрий Комиссаров.

За 22 года существования Кадастровая палата, как и любое крупное учреждение, пережила несколько реструктуризаций. Теперь это филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Алтайскому краю, в состав которого входит 19 офисов, расположенных в городах и районах края.

Итог 22-летней работы — более 1,1 млн. земельных участков и 1,5 млн. объектов капитального строительства (здания, строения, сооружения, помещения и пр.), внесенных в реестр недвижимости края. В настоящее время Кадастровая палата  ежегодно выдает около 2 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Эксперты предоставляют жителям региона более пяти тысяч консультаций в сфере недвижимости и получения услуг Росреестра.

«Сегодня Кадастровая палата работает в Федеральной государственной информационной системе ЕГРН, которая объединяет данные государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на всей территории страны. Передовые технологии позволили сократить сроки предоставления сведений из ЕГРН до нескольких минут. Совместно с Управлением  Росреестра по Алтайскому краю активно развивается  сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, кадастровыми инженерами, риэлторами, нотариусами, застройщиками и другими представителями профессионального сообщества. Для удобства жителей края работают телефон доверия, справочная служба, Школа электронных услуг и Центр электронной регистрации, проводятся «горячие линии», осуществляется выездное обслуживание. Ведется большая работа по созданию благоприятных условий для развития инвестиционного климата в регионе», отметил Дмитрий Комиссаров.

В целях выстраивания электронного взаимодействия руководство Управления провело ряд рабочих встреч с представителями кредитных организаций Алтайского края.

Одним из ключевых направлений Росреестра является перевод услуг в электронный вид. Так, в Алтайском крае действует проект «Электронная ипотека за 1 день», который стал возможным благодаря интеграции электронных сервисов Росреестра и кредитных организаций. Проект позволяет за 24 часа зарегистрировать ипотеку и договор купли-продажи с ипотекой удаленно, что является актуальным в условиях пандемии.

На данный момент прослеживается тенденция к увеличению количества зарегистрированных ипотек именно в электронном виде. Такой формат оформления сделок стал проще и доступнее для граждан без личного визита в офисы приема документов и МФЦ. В течение 2021 года порядка 50% заявлений по ипотечным сделкам представлено заявителями в электронном виде.

- Выстраивание долгосрочного электронного взаимодействия с кредитными организациями Алтайского края способствует развитию цифровых услуг и сервисов Росреестра, в том числе электронной ипотеки в интересах граждан и профессиональных участников рынка, - прокомментировал заместитель руководителя ведомства Андрей Рерих.

Стоит отметить, что в целях повышения качества предоставления государственных услуг и увеличения доли услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, срок проведения регистрации по заявлениям в электронном виде на территории Алтайского края сокращен до 1 рабочего дня. Регистрация будет проведена в течение суток в случае, если по представленным документам отсутствуют замечания и Росреестром получена информация об уплате заявителями государственной пошлины.