С введением в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» главы «Комплексные кадастровые работы» у органов муниципальной власти появилась возможность провести кадастровые работы сразу на территории кадастрового квартала поселения или даже на территории нескольких кадастровых кварталов. При проведении таких работ решаются несколько задач. Это, в первую очередь, уточнение местоположения границ земельных участков и объектов капитального строительства и образование земельных участков, на которых находятся многоквартирные дома, и участков общего пользования, занятых площадями, улицами, бульварами и другими объектами.

Вместе с тем проведение таких работ сопряжено с необходимостью финансовых затрат, при том что бюджеты муниципалитетов небогаты. Границы земельных участков при выполнении работ будут устанавливаться без учета желания собственников земельных участков, но зато бесплатно для них. Информация о начале таких работ должна заблаговременно размещаться в средствах массовой информации, поэтому собственникам или другим заинтересованным лицам нужно внимательно следить за сообщениями в прессе.

Считается, что в результате проведения комплексных кадастровых работ должно снизиться количество судебных земельных споров между соседями по границам, результаты работ также внесут ясность в местоположение земельных участков государственной и муниципальной собственности.

Полученные при проведении работ результаты, а именно, местоположение границ земельных участков должны быть рассмотрены специально создаваемой для этой цели согласительной комиссией под председательством главы городского округа или поселения либо главы муниципального района. В эту же комиссию правообладатели, не согласные с местоположением границ земельных участков, установленных при проведении комплексных кадастровых работ, могут в письменной форме направить свои возражения. Комиссия может принять решение либо о необоснованности возражений, либо о необходимости учесть их и доработать проект карты-плана территории. Таким образом, в некоторых случаях наличие возражений не будет препятствием для внесения сведений об участках в государственный кадастр недвижимости (например, если возражения поданы собственниками двух смежных земельных участков и не сняты на заседании комиссии).

Для проведения комплексных кадастровых работ будут привлекаться все имеющиеся на территорию работ землеустроительные и геодезические материалы, а также материалы аэрофотосъемки, с помощью которых можно увидеть сложившиеся границы, межи между участками, размещение на них строений, естественные природные границы.

В результате проведения работ и установления границ участков их площадь может получиться большей или меньшей площади, внесенной в кадастр по документу. Для таких отличий законодательством установлено ряд ограничений. Так, уменьшиться участок может не более чем на 10 процентов от площади в кадастре. Увеличиться - тоже на 10 процентов, но только в случае не установленного муниципалитетом предельного минимального размера земельного участка. При установленном предельном минимальном размере земельного участка он может увеличиться на величину не большую данного размера.

Граждане, заинтересованные в скорейшем установлении границы или желающие взять процесс установления местоположения границы своего земельного участка в свои руки, могут, не дожидаясь проведения комплексных кадастровых работ, обратиться к кадастровому инженеру с целью установления границы земельного участка и подготовки межевого плана на участок. При этом, конечно, проведение кадастровых работ потребует личных финансовых затрат. Пока в государственном кадастре нет сведений о соседних участках, у граждан есть преимущество - поставить свою недвижимость на кадастровый учет без споров. В любом случае кадастровый инженер в рамках работ по установлению границ участка должен будет согласовать смежные границы земельного участка если не с гражданами, то с муниципальной властью.

Начальник Славгородского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
В.Э. Шамай